
«Дорога жизни: всё в твоих руках…»
Кода сентябрь у школьного порога
Рассыплет нежных флоксов лепестки,
Начнется наша трудная дорога
Как говорят, с нетронутой доски.
Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ
Г. Крупинин
Счастье – понятие для каждого человека глубоко индивидуальное. Оно, как мозаика, складывается из разноцветных кусочков всю жизнь и начинает играть разными красками, и ярких и светлых тонов в ней, безусловно, больше, и, наверное, это счастье. Это счастье? Да! Больше двадцати пяти лет я работаю в школе учителем начальных классов, и, хотя за это время моя детская мозаика счастья превратилась в современные пазлы, я продолжаю собирать свою живую картинку, в которой видны не только мои победы, но и достижения моих учеников, их горящие, внимательные взгляды, их «невозможно трудные» вопросы, на которые мы вместе находим ответы – ведь всё в наших руках! Мы вместе создаём этот удивительный и сложный мир, и, когда в очередной раз я отпускаю своих учеников в дальнейшее плаванье, я говорю себе: «Я – счастливый человек. Моя профессия – это моё призвание, моя миссия на этой планете – учить детей!» Учить и учиться. Я считаю процесс учения самым естественным человеческим занятием, который никогда не заканчивается, которому нет остановок.
Для меня, как для учителя и человека главная задача – донести до каждого ученика понимание, что Добро – это универсальная ценность, его необходимо творить ежедневно, и поэтому основа моей работы – это добронравие, доброжелательность. Дети должны чувствовать тепло и поддержку, участие и сострадание, добрый нрав учителя и его милосердие. Ничего в жизни учителя и ученика не должно противоречить христианской заповеди: «Возлюби ближнего своего». «Возлюби», на мой взгляд, значит, помоги, будь рядом.
Сегодняшние дети, дети 21 века… Какие они? Отличаются ли они о тех, о которых говорили мои любимые педагоги А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский? Я думаю – нет. По-прежнему горят глаза моих учеников в стремлении познать что-то новое, по-прежнему некоторые из них вкладывают мне в руку свою ладошку – они побаиваются, ведь мир такой большой и сложный, и я, учитель, должна оправдать эту доверчивость:
«Не бойся, встреча с непознанным будет светлой и радостной, я помогу тебе – всё в наших руках!» Как необходима сегодня постоянная обратная связь учителя и ученика, ведь только тогда, на мой взгляд, возможно развитие и становление личности, воспитание доброты и милосердия. Конечно же, со времён А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского что-то изменилось в педагогике: сегодня мой ученик не только рассказывает мне о своих любимых домашних питомцах, о профессии, которую он хочет выбрать, мы вместе создаём проекты, в которых объясняем, что каждому, в том числе и братьям нашим меньшим, нужна любовь и забота, о том, как важно выбрать интересную профессию. Победы в районных, городских, всероссийских конкурсах проектов – наша общая победа, сложился ещё один фрагмент, и картинка жизни стала яркой и понятной, ребёнок в очередной раз понял: труд и доброта побеждают любые преграды.
Наша Россия, наш Тульский края! Узнавать о новом, идти с развитием всего человечества в ногу со временем, ощущать течение жизни, сопричастность к его Величеству Народу. Я – учитель. В моих руках будущее. Будущее России, будущее продолжения меня, моей мудрости, моих знаний, моей доброты и моей любви.
Сегодня, да и всегда, с современного педагога огромный спрос, ведь на нём лежит ответственность за культурные ценности, за реальность светлого, счастливого будущего детей. Поэтому сегодняшний педагог – это творческий, мыслящий человек, который постоянно совершенствуется, это человек культуры, с которым легко и такое общение требует неимоверной энергии, сил, терпения. Где черпать их? Я для себя давно уже открыла такой животворящий источник: я открываю дверь кабинета – свет…вот они –детские глаза! Удивлённые и озорные, любознательные и немного испуганные: «Не бойтесь, я с вами:
Не бойся, я с тобой,
Ты видишь свет перед собой?
Ты не останешься впотьмах,
Лишь помни: «Всё в твоих руках…»
Он, мой ученик, не боится, он меня слышит. Вот оно – счастье…
Вот она … жизнь!
Будьте счастливы – только счастливый человек
может сформировать счастливую личность.
А.С. Макаренко